четверг, 25 января 2018 г.

Смысловое чтение. 5 класс. Каштанка. Хоббит. Задания.

1)Прочитайте отрывок из знакомого тебе произведения Антона Павловича Чехова.

Постарайтесь представить себе участников этой беседы.
— Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись... Виноват. Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку.
— Что же ты скулишь? — продолжал он, сбивая пальцем с её спины снег. — Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах, бедный пёсик! Что же мы теперь будем делать? Уловив в голосе незнакомца тёплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила ещё жалостнее.
— А ты хорошая, смешная! — сказал незнакомец. — Совсем лисица! Ну, что ж, делать нечего, пойдём со мной! Может быть, ты и сгодишься на что-нибудь... Ну, фюйть! Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдём!» Каштанка пошла.


·           Нарисуйте картинку. Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить этих собеседников?
А можно по этому диалогу что-нибудь сказать о характере его участников? Давайте почитаем «по ролям». Кто здесь говорящий? И чьи ещё слова надо озвучивать? Скажите, а как вы узнаёте, с какой интонацией это следует читать?  Возникает ли у вас тревога за Каштанку, которая пошла с незнакомцем? Почему? Как бы мы назвали этот отрывок? Можно ли сказать, что разговор состоялся? Поняли ли друг друга человек и собака?

2)Прочитайте текст. Постарайтесь представить себе того, кто может это рассказывать.

И эту, и другие мрачные истории здешние хоббиты слыхали не по одному разу, конечно, но в Хоббитоне страсть как любят всякие семейные были и небылицы и готовы слушать их хоть до морковкиного заговения.
— Так ведь дело-то как было, — оживился Хэм. — Господин Дрого, значит, женился на этой бедняжке Примуле Брэндискок. Бильбо она приходилась кузиной по материнской линии, мать- то у ней была младшенькой Старого Тука, а господин Дрого нашему Бильбо в аккурат — троюродный кузен. Стало быть, Фродо сразу и двоюродный и троюродный ему племянник. Хэ! Наш пострел везде поспел, как говорится. Раз гостил господин Дрого у тестя, у мастера Горбадока, значит, в Брендинорье. Стало быть, отправились они домой на лодке этой самой, да на середине Брендидуина возьми да булькнись, и он, и жена его, а Фродо маленький сироткой остался...

·           Вы узнали книгу, из которой взят этот отрывок? Кто её автор? Когда вы читаете этот текст, возникают ли трудности при произнесении? А с чем это связано? Почему эти трудно выговариваемые слова написаны с заглавной буквы?

Теперь выпишите из текста в таблицу в левый столбик только имена собственные. Что они называют?
Напишите в правый столбик напротив имени собственного соответствующее ему имя нарицательное
(если оно есть в тексте, если нет, то подберите самостоятельно).
Имена собственные
Имена нарицательные
Хоббитон
Город (посёлок)
Например:


Какие отношения выражают каждая пара слов из данной таблицы? Как вы догадались об этом? Почему английский писатель Джон Толкиен, автор истории о хоббитах, давая им такие названия, уверен, что читатели его поймут?

3)Прочитайте отрывок из произведения Дж. Толкиена «Властелин колец».
Хоббиты — народ неприметный, но весьма древний, в прошлом многочисленный. В том, что их стало меньше, нет ничего удивительного, если учесть стремление хоббитов к мирному житью и любовь к ухоженной земле. Самое милое дело для них — тщательно и заботливо возделанные сельские угодья. Есть и техника, но та, без которой не обойтись, — кузнечные мехи, водяные мельницы да ручные ткацкие станки — другой они не признают и не держат.

·           Что мы узнаем о хоббитах из этого описания? Как можно охарактеризовать хоббита (одним словом)? Понятно ли, как к этому народу относится автор? Из каких слов это видно? Найдите прилагательные. Прочитайте текст без них. Что изменилось?  Какую же роль выполняют в тексте прилагательные? Нарисуй хоббитову — хоббитскую — хоббитную технику... Как правильно образовать прилагательное от слова «хоббит»?
Вы можете объяснить, как выглядят «кузнечные мехи», «водяные мельницы», «ручные ткацкие станки», и что делают сих помощью? А какая это другая техника, которую хоббиты не признают? Можно ли представить внешность хоббита по этому описанию? Чего же нам не хватает?

4)Прочитайте тексты. Определите, что у них общего и в чём различие.
1.Хоббиты — народ маленький, ростом чуть поменьше гномов, и не такие кряжистые, конечно. Слух у них чуткий, зрение острое, а движения проворные и ловкие, несмотря на склонность к полноте и стремление к покою. Одеваются они в яркие цвета, а обуваются редко — подошвы у них, что твоя подмётка, и ноги покрывает густой курчавый волос (как, впрочем, и головы), чаще всего шатеновой масти. Красавцами хоббитов не назовёшь, а вот добродушия им не занимать: круглолицые, краснощёкие, рот в любой момент готов разулыбаться до ушей, если, конечно, нет более важ-
ных занятий: завтрака там или обеда.

2.Люди не одинаковы по внешнему виду — по цвету кожи, волос, глаз, по форме черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда на Земле было мало людей. Отдельные их группы жили далеко одна от другой, в разных природных условиях. Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой, называют расовыми признаками.


·           О чём каждый из этих текстов? Какие чувства вызывает первый отрывок, а какие — второй?