Источник: Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.
План сочинения
В чём опасность конфликта между
поколениями?
I.
ВСТУПЛЕНИЕ. Изображение конфликта поколений в русской
литературе.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Конфликт поколений в русской литературе.
· Конфликт
поколений в лирике М.Ю. Лермонтова («Дума», «Бородино», «Валерик»).
Размышляя о судьбах
разных поколений, Лермонтов с
горечью констатирует, что его современники, поколение тридцатых годов 19 века,
- люди, недостойные подвига своих «отцов», победивших врага в Отечественной
войне 1812 года. Старшее поколение отличают героизм и сплочённость перед
опасностью, готовность пожертвовать собой ради общего блага. А в среде своих
сверстников поэт находит только фальшь «бездумьем скованных масок». Современное Лермонтову поколение дремлет в бездействии, и
автору остаётся лишь завидовать «великому прошедшему, столь полному славы и
великих дел» (В.Г. Белинский).
· Конфликт
поколений в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Особенно ярко конфликт «отцов» и «детей» показан в
романе «Герой нашего времени». Печорин – это личность, воплотившая в своей
неповторимой индивидуальности противоречия целого поколения. В первых двух
частях романа главный герой противопоставлен непритязательному и честному
служаке Максиму Максимычу. Если Печорин – это, по словам автора, «портрет,
составленный из пороков всего нашего
поколения в их полном развитии», то Максим Максимыч воплощает в себе лучшие
черты настоящего «кавказского офицера». Он, может быть, и недалёк, но зато великодушен
и искренен.
· Конфликт
поколений в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».
Конфликт поколений – основа всей
пьесы. Чацкий, представитель молодого поколения, озвучивает жизненную позицию
передовой молодёжи своей эпохи, вступает в конфликт не только со старшим
поколением, которое представлено в образцах Фамусова, графини Хрюминой и
других, но и с большинством сверстников, которые по своим взглядам близки
скорее к старикам. После «оды» Фамусова Москве звучит монолог Чацкого, в
котором обозначаются основные противоречия, разделяющие
«век нынешний» и «век минувший»:
отношение к народу и крепостному праву, к просвещению, к преклонению перед всем
иностранным, к богатству и чинам, к любви и браку. Однако героя не понимают даже сверстники (Молчалин, Скалозуб).
Трагизм Чацкого в
том, что его никто не слушает и не слышит, хотя он поднимает действительно
важные вопросы, пытаясь открыть глаза московскому обществу.
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В чём опасность конфликта
между поколениями?
Непонимание между старшим и младшим поколениями
существовало и будет существовать всегда, однако гораздо страшнее нежелание
понять друг друга, которое оборачивается личными трагедиями, а порой и
социальными катастрофами.
Комментарии
Отправить комментарий