Смысловое чтение. Мир. Задания. 5 класс.

Мир


Малыш и Петька – давние друзья. Их дружбе целых полгода. Они познакомились,
когда переехали жить в новый дом. Мама прозвала Петьку «спасайся кто может», потому что, когда он приходил в гости к Малышу, в квартире всѐ становилось с ног на голову.
Мальчики носились по комнатам, прятались под кровати, залезали в шкаф и всѐ время стреляли. Они играли в войну.
– Тра-та-та-та, – кричал Петька, стреляя из своего автомата. Из-за пояса у него
торчал пистолет, а на боку висела большая пластмассовая сабля.
– Малыш, ты убит! Падай!
– Ура! Сдавайся! Малыш, ты в плену.
– Ту-ту-ту-ту, – надрывался Малыш, – я тебя застрелил! Умирай, Петька!
– Нет, я первый выстрелил! – спорил с ним Петька.
– Так не честно. Я первый! – не соглашался Малыш.
И они спорили, а подчас и ругались. Потому что ни одна война, даже игрушечная, добром не кончается.
– Началось, – говорила мама папе, – сейчас подерутся. Надо их разнять.
– Не будем вмешиваться. Дети должны разбираться сами, – отвечал папа.
– Знаешь что, – как-то сказал Малыш Петьке, – давай играть по-честному, давай
погибать по очереди. И они стали играть дальше. Теперь один раз погибал Малыш, другой раз – Петька.
– Малыш, стреляй же. Сейчас моя очередь погибать, – сказал Петька.
– Я больше не буду, – вдруг ответил Малыш. – Мне жалко тебя убивать.
– Но мы же понарошку.
– Не буду даже понарошку. Ведь мы с тобой друзья.
– А во что мы будем играть? – спросил Петька.
– Давай играть в мир.
– А как это?
Тогда Малыш принѐс много игрушек. И они стали строить дом. Петька всѐ время
ныл:
– Это не интересно. Давай лучше опять в войну.
– Потерпи немножко, – уговаривал его Малыш.
И вдруг Петька сказал:
– Ух ты, как здорово! У нас получился настоящий дворец. Давай строить ещѐ что-нибудь.
И мальчики из конструктора собрали подъѐмный кран, автомобиль, самолѐт.
Построили железную дорогу. Потом они играли в путешественников и космонавтов…
Мама с папой были в другой комнате. Мама сказала:
– Что-то у них там подозрительно тихо. Надо посмотреть, чем они занимаются.
Родители вошли к ребятам.
– Что вы делаете? – спросила мама.
– Мы делаем мир, – ответил Малыш.
– А как это?
– Это очень-преочень здорово! – объяснил Петька.
– Молодцы! - похвалил мальчиков папа.
Как будет хорошо, если мы все будем делать мир!
(По Р. Темису)

ЗАДАНИЯ:
1.Какое высказывание соответствует теме прочитанного текста?
Рассказ Р.Темиса о (об)
1) том, как ребята хотели играть в разные игры: Петька – в войну, Малыш – в мир.
2) правилах честной игры, которые должны соблюдать друзья.
3) увлекательной игре Малыша и Петьки в войну.
4) том, что игра в мир может быть увлекательней игры в войну.

2.Выбери из перечня все предложения, соответствующие содержанию текста. Выпиши цифры этих предложений.
1. В новом доме Малыш и Петька живут полгода.
2. Петька – любитель шумных игр.
3. Малыш любил разные игры, но больше всего – игру в войну.
4. Ребята построили дом, подъѐмный кран, автомобиль и вертолѐт.
5. Родителям не нравилось, если дети играли тихо.

3.Прочитай последовательность основных событий, которые происходили в тексте.
А. Игры мальчиков в войну.
Б. Беседа родителей о том, как нужно относиться к играм мальчиков.
В. Предложение Малыша поиграть в мир.
Г. Похвала отца за увлечение новой игрой.

Одно важное событие пропущено. Определи, где его место.
1) между событиями А и Б
2) между событиями Б и В
3) между событиями В и Г
4) после события Г

4.Почему мама Малыша прозвала Петьку «спасайся кто может»?
1) Петька приносил в дом Малыша оружие: автомат, пистолет, саблю.
2) Приход Петьки нарушал порядок и спокойствие в доме Малыша.
3) Игры детей были опасны для здоровья ребят и домочадцев.
4) Игры ребят всегда заканчивались дракой.

5.Какое качество характера должен приобрести Петька, чтобы дружба с Малышом была крепкой?
1) Терпение
2) Честность
3) Умение уступать в споре
4) Умение действовать по очереди.

6.Какие выводы можно сделать, почитав рассказ «Мир»? Выбери все верные
утверждения. Запиши цифры этих утверждений.
1. Автор хотел вызвать у читателя светлые, добрые чувства.
2. Отец считал, что родители должны контролировать игры детей.
3. По мнению автора, играть в войну интереснее, чем в мир.
4. Рассказ называется «Мир», потому что автор считает войну злом. Фразой отца «Молодцы!» автор хвалит ребят за игру в мир.


С1. Почему Малыш отказался играть в войну? Своѐ мнение обоснуй примером из текста.


С2. Представь, что ты получил(-а) от друга такое электронное письмо:
«Недавно я прочитал интересный рассказ В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой». В нѐм рассказывается о том, как мальчик, который дорожил подаренным ножиком, потерял подарок, но сказал, что у него нож украли. Обязательно прочитай это произведение, потому что оно учит не обвинять напрасно своих товарищей. Ведь потом будет стыдно».

Напиши своему другу такое же письмо из 3-4 предложений с рекомендацией прочитать рассказ «Мир».