Смысловое чтение. Необыкновенная история. 5 класс

Необыкновенная история

    Это дерево всегда теперь стоит у меня перед глазами. Его необыкновенную историю рассказал мне старик в маленькой подмосковной деревне. Вот эта история.
…Когда пришли сюда фашисты, они прежде всего устроили в Вертушинке лагерь для военнопленных — срубили сотни две или три тополей, понаставили столбов, натянули на них усеянную шипами проволоку в несколько тесных рядов. Потом фашистов прогнали. Бегство их было таким скоропостижным, что они не успели учинить расправу над пленными. Вскоре началась весна. Весна нашего первого наступления. Весёлые стали сводки. Веселее становилось на душе. Однажды утром ребятишки вертушинской школы, проходя мимо бывшего лагеря, мимо скованных железом столбов, заметили невероятное. Прибежали ребята к учительнице и, перебивая друг друга, задыхаясь от восторга, загалдели:
—  Татьяна Николаевна, он растёт!
—  Кто «он»?
—  Столб растёт. Если не верите — идёмте, покажем.
Когда Татьяна Николаевна подошла к этому месту, куда тащила её детвора, она увидела: кусок дерева, скованный со всех сторон железом, действительно ожил! На его изрубцованном теле туго набрякли большие клейкие почки, и казалось, вот-вот они лопнут, прорвутся зелёным пламенем первого листа. Постояли ребята, посмотрели в широко раскрытые глаза учительницы, и вдруг все, как будто сговорились, понеслись наперегонки в деревню, а оттуда обратно: кто с клещами, кто с топором, кто с чем. Вытащили из дерева длинные скрученные гвозди. Размотали проволоку. Кора у дерева оказалась красной от ржавчины, но это было уже именно дерево. Взрыхлили землю вокруг ствола, как сумели, перебинтовали раны. Тополь начал набирать силу, выбросил устремлённые к солнцу побеги, зашумел ещё недружной, ещё несмелой, но уже ярко-зелёной листвой. С тех пор прошло много лет. Красавец тополь так разросся, что сейчас трудно представить, что он был кургузым обрубком в два метра высотой. Спиленный верх его оброс со всех сторон ветвями, обтянулся свежей корой, и венчает его такая мощная островерхая крона, что сразу и не разглядишь, где тот горизонтальный срез, когда-то тупо нацеленный в небо. Только по­серевшие от времени столбы, стоящие в одной шеренге с деревом, красно­речивее человека рассказывают нам историю собрата. Вот какая это история. Вот как в маленькой деревеньке Вертушинке началась весна нашего первого наступления.                                                                                  (В. Тельпугов)

Задание № 1
В какой момент истории России и в какое время года происходили описанные в тексте события?
  ……………………………………………………………………………………….
Задание № 2
Почему фашисты не расправились с пленными? Ответ подтвердите словами текста (цитируйте!).
1) Фашистам пришлось очень быстро отступать, поэтому они не успели учинить расправу над пленными.
2) Фашисты проявили милосердие и оставили пленных в живых.
3) Советские войска неожиданно вошли в деревню, и фашистам было не до расправы над пленными.
 4) Началась весна.
 …………………………………………………………………………………………….
Задание № 3
Автор назвал историю необыкновенной. Найдите в тексте детали, подтверждающие её необыкновенность.
 …………………………………………………………………………………………….. 
Задание № 4
Как отреагировала учительница на сообщение ребят о невероятном событии?
  ………………………………………………………………………………………
Задание № 5
Что сделали ребята для того, чтобы тополь быстрее залечил свои раны и стал расти с новой силой? Как вы считаете, нужна ли была такая помощь и почему?
  ………………………………………………………………………………….
Задание № 6
Найдите в тексте ответ на вопрос: Кто (или что) рассказывает нам теперь историю ожившего дерева!
 ………………………………………………………………………………………. 
Задание № 7
В тексте идёт речь об ожившем дереве. Почему воспоминания старика начинаются с рассказа о лагере для военнопленных?
  …………………………………………………………………………………………….
Задание № 8
Текст заканчивается фразой: «Вот как в маленькой деревеньке Вертушинке началась весна нашего первого наступления». Как началась весна первого наступления в Вертушинке?
  …………………………………………………………………………………………..
Задание № 9
Вязовое бревно
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сва­ливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густо шумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
(А. И. Солженицын)                                      

Название миниатюры из цикла А.И. Солженицына «Крохотки» отражает:
1) смысл произведения
2) тему текста
3) авторскую позицию текста
4) задачу текста

Задание № 10
Какой общей мыслью объединены тексты?
1) Любовь к деревьям
2) Любовь к жизни, стремление жить, жажда жизни
3) Варварское отношение к природе
4) Деревья — живые существа! Они хотят жить!

Комментарии