среда, 14 августа 2013 г.

Конспект урока по теме «Лингвистические словари»

Конспект  урока по теме «Лингвистические словари»

Цели:

 Образовательная:
Знать: какие бывают словари, как строятся словарные статьи.
Уметь: работать со словарями, использовать справочную ли­тературу, составлять словар­ную статью, составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом.

Развивающая: совершенствовать умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Воспитательная: воспитывать любовь к слову посредством изучения словарей.

План урока.

I.                     Организационный момент.

Ребята, здравствуйте. Чтобы не терять времени, быстро готовьтесь к уроку, и выходит группа под №4, рассказывает про свой словарь. Все записывает слова, так как в конце урока тетради я собираю и выставляю оценки за вчерашнюю и сегодняшнюю классную работу.

II.  Изучение нового материала.

4. толковый словарь. Ученик читает слова и их значение. Остальные слушают и записывают сами слова, значения запоминают.

5. словарь иностранных слов. Ученик читает слова и их значение. Остальные слушают и записывают сами слова, значения запоминают.

6. словарь Даля. Ученик читает слова и их значение. Остальные слушают и записывают сами слова, значения запоминают.

(оценить каждую группу).

III.                 Закрепление знаний, умений, навыков.

Теперь работа в группах окончена, будем работать каждый за себя. Я задаю вопрос, вы поднимаете руку, если знаете ответ. За правильный ответ я даю жетон. В конце урока те, у кого будет много жетонов, подойдёт ко мне за пятёркой.

1.           В каком словаре мы можем узнать правильное написание слова и ударение? (орфографическом)
2.           В каком словаре мы можем узнать современное литературное произношение и ударение? (орфоэпическом)
3.           Какой словарь нам помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по значению? (синонимов)
4.           Какой словарь нам помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из противоположных по значению? (антонимов)
5.           Какой словарь нам поможет узнать краткое толкование слов и примеры их употребления? (называем автора словаря + 1 жетон) (Толковый словарь С. И. Ожегова).
6.           Из какого словаря мы можем узнать толкование слов, особенно устаревших. (Словарь В. И. Даля).
7.           Какой словарь объясняет значения иностранных слов и даёт сведения о его происхождении? (словарь иностранных слов).
8.           Из какого словаря мы сможем узнать о происхождении слов? Кто-нибудь знает? (этимологический)
9.           Из какого словаря мы можем узнать о слитном, раздельном или дефисном написании слов? (словарь «Слитно-раздельно»).

Итак, все молодцы, особенно те, кто получил жетоны.
Теперь я вам раздам таблицу (приложение) с информацией о разных словарях, вложите её себе в тетрадь или учебник, она вам ещё пригодится.

-ответьте мне на вопрос, возможно ли знать значения абсолютно всех слов? (нет) что же делать, когда не знаешь значения слова? (посмотреть в словаре)
Правильно, именно для того и нужны нам словари, чтобы отвечать на наши вопросы, которые касаются лексики нашего языка, а также языков других стран.

-Продолжаем копить жетоны. Теперь задание будет письменное. Перед вами на доске слова:
1.поскользнуться
2. граффити
3. оксюморон
4. интеллигентный
5. куролесить;

Вам нужно представить, как бы эти слова выглядели в разных словарях, и собственно, в каких словарях мы бы могли встретиться с каждым из этих слов.
Первое слово я делаю с вами на доске, а вы записываете его в тетрадь, как пример.
поскользнУться – орфографический словарь;
поскользнУться - Оступиться на скользком месте. – толковый словарь;
поскользнуться – оступиться, споткнуться. - словарь синонимов;
поскользнуться – устоять. – словарь антонимов.

Кто завершает работу с первым словом, поднимает руку, весь класс помогает, если требуется, жетон за верный ответ. Так же с остальными словами.

IV.                Подведение итогов урока.

Обратимся к вашему вчерашнему заданию, кто составил какие словари?
(слушаем всех, кто хочет выступить).

- Вам понравился сегодняшний урок?
- Чей словарь понравился больше всех? Почему?

Сдаём тетради, спасибо за урок.