среда, 14 августа 2013 г.

Конспект урока по темам «Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова»

Конспект урока по теме  «Эмоционально окрашенные слова.  Устаревшие слова»

Цели:

 Образовательная:
Знать: определение нейтраль­ной и стилистически окрашен­ной лексики, сферу употребле­ния лексики; причины выхода из об­щего употребления слов в русском языке;

Уметь: разли­чать архаизмы и историзмы; пользоваться словарем для определения значения ус­таревших слов, пра­вильно использовать их в речи;

Развивающая: совершенствовать умение использовать  различные источники информации;

Воспитательная: обогащать словарный запас школьников посредством употребления эмоционально окрашенных слов.

План урока.

I.                     Организационный момент.
Записываем число, классная работа, тему урока. Обратите внимание, что сегодня за урок мы должны успеть разобрать две темы.

II.                   Подготовка к изучению нового материала.
v          Проверить домашнее задание со сленгом родителей. Опросить желающих.
v          Открываем параграф 18 и читаем внимательно. Через минуту я задам по нему вопросы.
v           
III. Изучение нового материала.

- на какие 2 группы можно разделить все слова в языке?
- какие слова называются эмоционально окрашенными?
- В каких словарях мы можем их встретить?
-как же мы их там обнаружим?

·                                 Найдите в словаре одно эмоционально окрашенное слово и запишите его себе в тетрадь. Как вы нашли его? (по помете (высок))
·                                 Выполняем упражнение 83 письменно. Кто сделает, поднимает руку. Потом проверяем вместе.
·                                 К слову харя подберите синонимы из разных стилей. Не забываем ласковые слова. ( Лицо, личико, физиономия, мордашка, морда, мордуленция, рожа, рыло и т.д.).
-Как называется лицо на иконе? (лик). Правильно, а почему мы сейчас лицо не называем лик? Раньше называли именно так (название устарело)

-А почему устаревают слова?

Во-первых, из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности.

Во-вторых, многие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новым словом-синонимом. (Найдите в словаре слово кушак. Пользуемся мы сейчас этим предметом? А словом? То есть место слова кушак заняло другое слово – пояс – с тем же значением).

ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТАРЕВШИХ СЛОВАХ? (В ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ). Как мы их там находим? (по помете устар.)

- Слова, которые устаревают потому, что исчезают обозначаемые ими явления действительности, называются историзмами.

Например, в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина читаем: (на доске)

   В толпе могучих сыновей,
   С друзьями, в гриднице высокой
   Владимир-солнце пировал;
   Меньшую дочь он выдавал
   За князя храброго Руслана...

Кто-нибудь знает, что такое гридница? (нет)
Ы не знаем, потому что сейчас гридниц уже не существует, а  в давние времена слово гридница имело значение «помещение, где князь и дружина устраивали приёмы и торжественные церемонии». Оно вышло из употребления с исчезновением на Руси таких построек.

- Слова, которые устарели потому, что их сменили синонимы, называют архаизмами.

ü    Перед вами на доске  изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
и запишите. Работаем вместе.

Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя «потомков». Какие у нас существуют однокоренные слова со словом чело? (человек, чёлка), перст? (перстень, перчатки, напёрсток), око? (очки, окно, окулист) уста? (устный).

ü    Прочитайте строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. (на доске)
- Какое выражение вызвало у вас недоумение?
-Чем же на самом деле угрожала царица девице?

   И царица налетела
   На Чернавку: «Как ты смела
   Обмануть меня? и в чём!..»
   Та призналася во всём:
   Так и так. Царица злая.
   Ей рогаткой угрожая,
   Положила иль не жить,
   Иль царевну погубить.

рогатка - устар. Железный ошейник с длинными остриями, надеваемый в виде наказания на шею кому-л.


IV.                 Закрепление знаний, умений, навыков.

ü          Подберите к данным устаревшим словам современные. (Слова написаны на доске).

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Ответы: спрашивать, скульптор,  воин,  парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

V.                   Задание на дом.

Параграф 18, 19, упражнение 84.

VI.                 Подведение итогов урока.

-с какими словами мы сегодня познакомились?
-где мы можем встретить большое количество устаревших слов (историческое исследование, роман, хроника)

- почему эмоционально окрашенных пренебрежительных слов больше, чем ласковых, положительных?