среда, 14 августа 2013 г.

Конспект урока по теме «Жаргонизмы»

Конспект  урока по теме «Жаргонизмы».

Цели:

 Образовательная:
Знать: определение жаргониз­мов, сферу их употребления.
Уметь: отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка

Развивающая: развивать умение отличать жаргонизмы от других слов.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, расширять кругозор школьников.

План урока.
I.                     Организационный момент.
Записываем число, тему урока.

II.                   Подготовка к изучению нового материала

1.           озвучить результаты теста.
2. проверка домашнего задания. Все диалектные слова ученики поясняют. Послушать несколько диалогов. Поставить оценки.
III.   Изучение нового материала
Ребята, прослушайте предложение:
«Сережа перебежал улицу, встал возле светофора и начал останавливать машины. «Водила, подвези», - кричал он вслед проезжавшим мимо автомобилям».
-Скажите пожалуйста какое слово, известное нам употреблено в необычном варианте? (водила)
-В чём же необычность этого слова? (его употребляет ребёнок)

(определение жаргонизмов, социальная среда, возрастная среда написаны на доске, жаргон (перевод на доске))

ЖАРГОН [фр. jargon] - лингвистическая речь какой-либо социальной группы, объединенной общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами и выражениями преимущественно искусственного образования (чтобы посторонние не могли их понять). ("Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
жаргонизмы - слова, которые ограничены в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.
социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности, (окружение человека – это семья, школа)
Возрастная среда - (одноклассники, товарищи во дворе и т.д.) также питает личность младшего школьника.

-Вы слышали такое выражение «крепко выражаться»?
Что оно значит? (произносить бранные слова).
А почему же нехорошо выражаться «крепко»?
 (Этикет, нормы)
Да правильно, тем не менее во всех языках, не только в нашем, есть ругательная лексика, и есть, соответственно, люди, которые её употребляют.

- Чем же так привлекателен жаргон?

-Используя в общении жаргон, люди кроме основной информации, всегда передают еще и дополнительную: «Я свой, мы с тобой вместе, из одной группы».
-экономичность.
-жаргон быстрее реагирует на изменения в реальном мире.

Все слышали про воровской жаргон?
Так вот, тайный язык преступников существовал на Руси с давних времён.
Как вы думаете, какие были причины доя его создания?
-  необходимость обеспечить свою безопасность. Посторонний не должен был знать, где они берут свой товар, сколько чего торговец несёт с собой, куда и какими путями направляется, сколько денег выручил... Тайный язык нужен был и для "обмена опытом", передачи сведений о местах, наиболее благоприятных для мошенничества...
- Воровская речь должна изобличать в воре "своего", доказывать его полную принадлежность воровскому миру.

Например, слово "бабки» (деньги)  Сейчас его справедливо относят к просторечной лексике. Но сюда "бабки" перекочевали через воровской жаргон, потому многие словари до сих пор дают пометку "жаргонное".

Также существует Профессиональный жаргон, это как раз слово водила, служит для простоты общения. ("комп"-компьютер).

Также существует Молодёжный…Все слышали слово «сленг»? (да)

Что такое сленг?

СЛЕНГ [англ. slang] - жаргон, чаще молодежный; вкрапление в речь английской или американской разговорной лексики. ("Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)

(от 12 до 23 лет)
-Сейчас я вам буду читать слова, если слово общеупотребительное, поднимаем одну руку, если жаргонизм – две).
Мобила, велосипед, оттянулась, отдохнула, прикид, наехать, угрожать,  тормоз, закусон, уйти, слинять, колбаситься, базар.  (некоторые слова многозначные, дети должны заметить это).


IV.                 Задание на дом.

Домашнее задание у вас будет, так скажем, нетрудное: вам надо будет поговорить с родителями, бабушками и дедушками и узнать, какие жаргонные слова они употребляли в молодости, например, как они называли парня, девушку, и записать в тетрадь слово и его толкование (минимум 5 слов).

V.                   Закрепление знаний, умений, навыков.

Для закрепления знаний, полученных на уроке, выполним письменно упражнение 75.

VI.                 Подведение итогов урока.
- Какие слова мы можем назвать жаргонизмами?
- Жаргонизмы опасны для нашего языка? (нет)

- Почему молодёжь придумывает свой язык?

Смотрите