Конспект урока по теме «Профессионализмы»

Конспект  урока по теме «Профессионализмы».

Цели:

 Образовательная:
Знать: определение профессио­нальных слов, их сферу упот­ребления;
Уметь: находить профессиональные слова  в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения;

Развивающая: совершенствовать логическое мышление школьников;

Воспитательная: обогащать словарный запас школьников, расширять их кругозор.

План урока.

I.                     Организационный момент.
Собрать тетради и раздать проверенные.

-На прошлом уроке мы познакомились с общеупотребительными словами и необщеупотребительными. Кто скажет, как отличить ОУ от НО? НО – это слова, которые употребляют жители какой-то определённой местности. Например? (мшары), слова, которые устарели. Например?  (горница), это новые слова. Например? (мультиплекс) или ещё какие слова?  (слова, которые употребляют люди определённой профессии). Правильно. Сегодня о таких словах мы и поговорим. Записываем число и тему урока.

II.                   Подготовка к изучению нового материала.

Все записали?
Теперь задание на скорость. Разделили тетрадь на 2 колонки. Подписали колонки: ОУ и НО.
Теперь за две минуты придумайте по 10 слов в каждую колонку. Я ставлю песочные часы. Время пошло.

Через 2 минуты проверка.

Все дописали слова, у кого не было. И послушали меня.
- «После монофтонгизации дифтонгического сочетания , задненёбные испытали. вторую палатализацию». Как вы думаете, кто мог произнести такую фразу? (учёный, лингвист)
Правильно. Мы не понимаем слова, но можем предположить, какая профессия у  человека, который их говорит. И  слова, которые используют люди одной профессии называются профессионализмами. Как вы думаете, зачем нужны такие слова? (Благодаря специальному языку люди определённой профессии  всегда быстро понимают друг друга с полуслова)

III.                 Изучение нового материала.

Кстати, кто мне может объяснить, что такое профессия?
 (основной род занятий, трудовой деятельности)
Правильно, к тому же это словарное слово, пишется с двумя С, чтобы запомнить это, со словом профессия придумайте и запишите предложение, упомяните о профессии, которую вы хотите получить.
Спросить нескольких учеников.

Потом раздать карточки одну на парту. (приложение)
Ребята должны соотнести профессию и слова-профессионализмы, то есть слова, которые употребляют моряки, художники, музыканты, программисты.  Выполняем в тетради.
Затем я разделяю класс на 4 группы (моряки, художники, музыканты, программисты). Каждая группа выписывает свои профессиональные слова.

IV.                 Задание на дом.

Дома каждый находит значение слов, которые он выписал. Завтра на уроке они нам пригодятся.

V.                   Закрепление знаний, умений, навыков.

Теперь давайте узнаем ещё о некоторых профессиональных словах. Открываем упражнение 69 и выполняем его письменно, кто выполнит, подходит за оценкой.


VI.                  Подведение итогов урока.

-Какие слова мы называем профессионализмами?
-Есть ли такие слова, которые являются профессионализмами и для музыканта и для художника? (да, этюд)
-Для художника и фотографа? (да, тубус).
-Молодцы, урок прошёл очень хорошо, до свидания.
�U � � �D �B которые употребляют не все, в упражнении № 65. Делаем задание полностью.


-Первые 5 человек за оценкой.
Потом проверить значение слов со всем классом.

V.                   Задание на дом.

Запишем домашнее задание, параграф 14, упражнение 64.

VI.                  Подведение итогов урока.

-Ребята, кто скажет, чем отличаются обще- и необщеупотребительные слова?
-Назовите какое-нибудь необщеупотребительное слово.
Все молодцы, спасибо.



Комментарии