В чём опасность конфликта между поколениями? ОТЦЫ И ДЕТИ (итоговое сочинение 2018-2019)


Источник: Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

План сочинения

В чём опасность конфликта между поколениями?

I.              ВСТУПЛЕНИЕ. Изображение конфликта поколений в русской литературе.

II.            ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Конфликт поколений в русской литературе.

·  Конфликт поколений в лирике М.Ю. Лермонтова («Дума», «Бородино», «Валерик»).
Размышляя о судьбах разных поколений, Лермонтов с горечью констатирует, что его современники, поколение тридцатых годов 19 века, - люди, недостойные подвига своих «отцов», победивших врага в Отечественной войне 1812 года. Старшее поколение отличают героизм и сплочённость перед опасностью, готовность пожертвовать собой ради общего блага. А в среде своих сверстников поэт находит только фальшь «бездумьем скованных масок». Современное Лермонтову поколение дремлет в бездействии, и автору остаётся лишь завидовать «великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г. Белинский).


·  Конфликт поколений в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Особенно ярко конфликт «отцов» и «детей» показан в романе «Герой нашего времени». Печорин – это личность, воплотившая в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого поколения. В первых двух частях романа главный герой противопоставлен непритязательному и честному служаке Максиму Максимычу. Если Печорин – это, по словам автора, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в их полном развитии», то Максим Максимыч воплощает в себе лучшие черты настоящего «кавказского офицера». Он, может быть, и недалёк, но зато великодушен и искренен.

·  Конфликт поколений в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

Конфликт поколений – основа всей пьесы. Чацкий, представитель молодого поколения, озвучивает жизненную позицию передовой молодёжи своей эпохи, вступает в конфликт не только со старшим поколением, которое представлено в образцах Фамусова, графини Хрюминой и других, но и с большинством сверстников, которые по своим взглядам близки скорее к старикам. После «оды» Фамусова Москве звучит монолог Чацкого, в котором обозначаются основные противоречия, разделяющие «век нынешний» и «век минувший»: отношение к народу и крепостному праву, к просвещению, к преклонению перед всем иностранным, к богатству и чинам, к любви и браку. Однако героя не понимают даже сверстники (Молчалин, Скалозуб).
Трагизм Чацкого в том, что его никто не слушает и не слышит, хотя он поднимает действительно важные вопросы, пытаясь открыть глаза московскому обществу.

III.               ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В чём опасность конфликта между поколениями?
Непонимание между старшим и младшим поколениями существовало и будет существовать всегда, однако гораздо страшнее нежелание понять друг друга, которое оборачивается личными трагедиями, а порой и социальными катастрофами.

Комментарии